О церкви


Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя,

единого истинного Бога, и посланного

Тобою Иисуса Христа. Иоан.17:3.

 

Мы, Церковь Евангельских Христиан «Любовь Христа», являемся последователями Евангельского учения, основателем которого был сам Господь Иисус Христос.  Как известно, Благая весть, принесенная с неба ангелами Вифлеемским пастухам,  и утвержденная воскресением Христа из мертвых, к концу первого столетия, проникла во все уголки Римской империи и за ее пределы.              По свидетельствам церковных писателей IV—V веков, на территорию, заселенную восточными славянами, Евангельская весть пришла еще в конце первого столетия.  По преданию, Скифию посещал с проповедью Евангелия Апостол Андрей. Когда в 94 году в Херсонес (Крым) был сослан римский епископ Климент, он нашел там христианскую общину, насчитывающую до двух тысяч членов. За четыре года жизни в Херсонесе Климент успел обратить в христианство значительную часть жителей полуострова.

Исторические факты Евангельского движения среди славян:                                                                                                                                          

  • Есть сведения о христианах Киевской Руси связаные с именами Аскольда и Дира. Как известно, в 865 году по Р.Х. их дружины потерпели бедствие на море при попытке овладеть Константинополем. Оставшиеся в живых воины после посещения храмовых богослужений в Константинополе обратились от своих идолов к живому Богу и в 866 году по Р.Х. приняли крещение.
  1. В 955 году по Р.Х. после посещения Константинополя княгиня Ольга приняла христианство, а ко времени официального принятия христианства на Руси в 988г. по Р.Х. многие дружинники ее внука, князя Владимира, уже были христианами.
  2. Вопреки господствовавшему среди славян язычеству, христианство принесло им учение об истинном Боге, нравственности и культуре. Особый вклад внесли христианские миссионеры Кирил (826-869 гг. по Р.Х.) и Мефодий (820—885 гг. по Р.Х.), которые разработали первую упорядоченную славянскую азбуку и привезли славянам свои переводы Священного Писания. Именно христианству мы обязаны бурным развитием архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, поэзии и многих других проявлений человеческого духа, выведшим и поставившим Киевскую Русь на один уровень с европейскими государствами того времени.

Особое искание правды Божией и пути спасения среди славян:                                             Богоискание в народе, обнаружилось особенным образом, с того времени, когда Священное Писание стало доступным значительному кругу людей.   Отсчет идет со времени князя Ярослава, положившего начало книжной культуре на Руси. С этого времени, умевшие читать и имевшие доступ к Св. Писанию обращались непосредственно к Евангелию, как к единственному авторитетному источнику правды Божией.

  1. В конце XIV столетия впервые на Руси обнаружило себя движение евангельского направления, названное в литературе движением стригольников. В 70-х годах XIV в. Псковские диаконы Никита и Карп открыто восстали против “поставления пастырей на мзде” (за плату). Кроме того, они отвергали церковную иерархию и платное исполнение церковных треб. Они нашли себе много последователей среди прихожан, из которых вначале и образовался религиозный круг, получивший свое название от специфической стрижки новообращенных — “на три перста под ухом”. Стригольники отвергали важнейшие установления православной церкви. Отвергая иерархию, они выступали за всеобщее священство, предпочитая духовенству как сословию проповедников, избранных общиной. Они отрицали также монашество как сословие; отвергали право священников совершать исповедь, признавая лишь за Иисусом Христом посредничество между Богом и человеком; отрицали почитание изображений святых угодников, апостолов и даже Христа.
  2. Стригольники считали себя носителями истинной веры, основанной на правильном понимании Св. Писания. В основе их вероучения были заложены важнейшие Евангельские принципы: признание в деле спасения авторитета Евангелия и непризнание его за преданием; всеобщее священство верующих; оправдание верою; необходимость общественного покаяния (а не исповеди у священников); призыв общества к нравственному возрождению. Свою задачу стригольники видели не в обновлении православия, а в отходе от него. Их общины по простоте устройства напоминали ранние христианские церкви (имеется большое сходство стригольников с ранними штундистами середины XIX столетия). Евангельское движение конца XIV века на Руси в лице стригольников на целое столетие опередило евангельское движение Лютера-Цвингли в Западной Европе. И, что немаловажно, движение стригольников было явлением самобытным, возникшим в среде низшего духовенства, не искушенного в богословии.
  3. Иерархи господствующей церкви, начав с увещания отпавших от православия стригольников, вскоре перешли к более решительным действиям. Последовал разгром общин стригольников и физическое истребление их проповедников: диаконы Никита и Карп были утоплены в р. Волхов. Но движение продолжало существовать. XV—XVI столетии оно проявило себя  в рационалистических направлений религиозной мысли. Это были “нестяжатели” занятые поисками путей обновления среди тогдашнего православия. Высшее духовенство жестоко расправлялось с “нестяжателями”, как и с прочими религиозными вольнодумцами. Но это не останавливало изголодавшиеся  по правде Божьей славянские души, поиски продолжались.
  4. В начале XVIII века впервые обнаружилось влияние на религиозное сознание русского народа западного протестантизма. Появилась “секта вольнодумца Тверитинова”. Тверитинов, обучаясь медицине в Немецкой слободе Москвы, увлекся протестантизмом. Он прямо и открыто порицал установления православной церкви, доказывал несообразность их со Св. Писанием, призывая жить по Евангелию.
  5. К середине XVIII века, мистико-рационалистические идеи проявились  в учении духоборцев (духоборов). Основной догмат духоборцев состоит в том, чтобы быть письмом Христовым, “узнаваемым и читаемым всеми человеками”, это считалось неотъемлемой составляющей жизни духоборцев. Единственным источником веры и спасения признавалось живущее в человеке Слово Божие. Непосредственно от духоборцев ведут свое начало молокане, являющиеся представителями наиболее выраженного мистико-рационалистического направления религиозной мысли в простом народе. Сами они называют себя “духовными христианами”, прилежно изучающими Слово Божие и питающимися Им, как “чистым словесным молоком”.
  6. Основателем молокан был крестьянин Семен Уклеин, он учил признавать за истину только то, что написано в Библии, считая остальное вымыслом человеческим. Он не отрицал “внутреннего просвещения”, “озарения”, но считал необходимым проверять его Библией. К концу 70-х годов XVIIIвека Уклеин имел уже много последователей как среди духоборцев, так и среди православных. Молоканство распространилось по губерниям Центральной России, Украины, по Поволжью и Кавказу. Долгое время царское правительство подвергало их репрессиям. Но в царствование Александра I молокане получили официальное признание и даже удостоились благосклонного отношения за их примерную христианскую жизнь. Искренние искатели истины при молитвенном размышлении над Словом Божиим пришли к убеждению о необходимости водного крещения и хлебопреломления, как установления Христа и Апостолов. Их стали называть “водными”. Им суждено было стать предшественниками Евангельско-баптистского движения среди славян.
  7. Евангельское пробуждение среди славян, подготавливалось бурным развитием исторических событий конца XVIII — первой половины XIX столетий.   В 1813 году в России было учреждено “Российское Библейское общество” во главе с президентом князем А.Н. Голицыным и членом общества императором Александром I. Общество поставило себе целью издание и распространение Слова Божиего как на славянском, так и на других языках народов Российской Империи. Важнейшим направлением деятельности общества был перевод и печатание Св. Писания на живом русском языке, понятном всем русским, украинцам и белорусам, составлявшим основное население России.  В результате многочисленных войн с Турцией, Россия приобрела выход к Черному морю и утвердилась на его северных берегах. Новые земли представляли собой в то время обширные, никем не заселенные пустыри. Для заселения их правительство Екатерины II пригласило иностранных колонистов (преимущественно немцев), среди которых значительную . часть составили меннониты и, частично, лютеране из Пруссии и Данцига.   В 1861 году была объявлена крестьянская реформа. Дух свободы и независимости личности  проявился и в религиозной жизни. Известный пионер Евангельско-баптистского движения В.Г. Павлов отмечал, что “… лишь с освобождением крестьян от крепостной зависимости, началось пробуждение религиозного сознания русского народа, которое выразилось в движении, получившем название «штундизм». Дух народа, жаждущего духовной свободы, пробудился от вековой дремоты.
  8. Первые общины возникли в России в 60— 80-х годах XIX в. в четырех обособленных друг от друга регионах: на юге Украины (Херсонская, Екатеринославская и Киевская губернии), в Закавказье, в Петербурге и в Таврической губернии Левобережной Украины.  Евангельскому пробуждению среди украинцев, способствовало влияние  потомков немцев-колонистов.  Одним из первых украинских штундистов, искренне искавших истину, был житель деревни Основы Одесского уезда крестьянин Онищенко. Будучи сорока лет от роду и состоя в работниках у немцев неподалеку от г. Николаева, он в поисках истины спасения сблизился с немцами-штундистами, которые не посещали кирхи, а ограничивались религиозными общениями в своих домах.. По его свидетельству, он долгие годы имел глубокие духовные переживания. О своем обращении он рассказывал: “Я был прежде как свинья: хуже даже скота, потому что скот делает то, что ему следует; я скверный был. Я однажды молился, молился на поле, я плакал, я кричал: Господи, вразуми меня, исправь меня! Не знаю кто — я этого не видел — точно снял с меня одежду, и сделалось мне легко, и стал я свободный и узнал Бога” . Это произошло с ним в 1858 году. Тогда же он присоединился к верующим колонистам, которые именовались “братьями”, но которые были еще сторонниками крещения детей.
  9. Когда он возвратился в свою деревню, то стал делиться своим познанием Господа с соседями. У него появился ревностный последователь — Михаил Ратушный (1830— 1915 гг.), сосед по дому. Они часто вели задушевные беседы, хотя Ратушный был значительно моложе Онищенко. Ратушный, в свою очередь пережив возрождение, стал проповедовать другим. У него вскоре появился деятельный помощник в деле проповеди Евангелия — Герасим Балабан, проживавший здесь на правах пришлого из Киевской губернии. Вскоре образовалась первая община украинских штундистов, как их стали называть по одинаковости благочестивых упражнений с немцами-штундистами из соседней колонии Рорбах. На своих собраниях, которые они проводили после церковной службы, штундисты читали Новый Завет синодального издания, молились и пели духовные гимны из сборника “Приношение православным христианам”. К 1867 году эта община насчитывала вместе с жителями соседних деревень (Игнатовки и Ряснополя) 35 семей. С этого времени они стали испытывать со стороны православной церкви притеснения. Она лишала их драгоценных книг (Евангелия, сборника духовных песен, Псалтыря) и даже применяла гонения с физическими расправами. Тогда-то они и порвали связь с официальной православной церковью.
  10. В деревне Любомирке первым штундистом из украинцев был Иван Рябошапка (1831—1900 гг.). К осознанию собственной греховности привел его житель колонии Старый Данциг Мартин Гюбнер. Он помог Рябошапке всмотреться в самого себя и в людей, окружавших его. При этом он указывал на учение Евангелия как на средство спасения. Вскоре в Рябошапке произошла заметная перемена: “…в местах увеселений он не показывался, и часто его видят, — как рассказывает очевидец, — сидящим у двери мельницы с букварем в руках… или читающим Евангелие” . В возрасте 30 лет он самостоятельно научился читать и писать по-русски, а потом понимать написанное по-немецки из немецкого Евангелия. Однажды ему открылась 7 глава Евангелия от Матфея. Не спеша, обращая внимание на каждый стих, он прочитал всю главу и вдруг ; почувствовал желание помолиться. Он склонил колени и, впервые в своей жизни сознательно обратился к живому Всемогущему Богу, из глубины сердца прося у Него прощения всех своих грехов. Впоследствии он вспоминал свое состояние: “От радости я кричал на мельнице, я славил Бога”. Рябошапка стал проповедовать другим. Через него вскоре уверовали И. Рыбалко, М. Кравченко и еще несколько человек. Образовалась группа из 10 семей. Эта община постоянно увеличивалась, так что к 1867 году в ней насчитывалось 30 человек. В Карловке и Любомирке, как и в Основе, на собраниях читали Новый Завет синодального издания, пели гимны и молились незаученными молитвами.
  11. Евангельское пробуждение в Таврической губернии, началось с проповеднической деятельности среди молокан Якова Делякова. “Он был первопроходцем активного христианства в полном смысле слова. Распространяя Новый Завет, Я. Деляков заводил беседы на основные темы Св. Писания. Его свидетельство о милости Божией во Христе Иисусе и об оправдании верой пробудило интерес. Среди своих слушателей Деляков вскоре приобрел грамотных, состоятельных и влиятельных людей, с тех пор Евангельское движение, на просторах Украины остановить не удавалось никому. В результате этого,  образовывались общины Евангельских христиан передающие с поколения в поколение Евангелие Иисуса Христа. На сегодня евангельское христианство Украины исчисляется тысячами общин. Труд Христа ради спасения людей, нашел достойный отклик и среди славян. Слава Богу!

Данная статья, лишь скромное отражение, многогранного труда Святого Духа среди славян на протяжении всей истории христианства. Более подробную информацию, о истории Евангельского движения среди славян, вы можете получить из учебного пособия С. Н. Савинского “История русско-украинского баптизма”.