Урок 3 — Бог Отец, Сын и Святой Дух. Святая Троица


Вседержитель! мы не постигаем Его.
Иов.37:23.

Введение: Когда мы говорим о Боге, важно осознавать что прикасаемся к ТАИНСТВУ. Осознавая свою природную ограниченность, мы в смирении размышляем о том, что нам открыто. Известно, что по своему великому человеколюбию, Бог сделал все возможное чтобы то на что способен постигнуть человеческий разум было доступным. Вот как об этом говорит Библия: Рим.1:19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.  О Боге нам свидетельствует сам человек, так как сотворен по образу и подобию Божьему, вся природа или сотворенный Богом мир и Священное Писание-Библия. Да, нам хочется увидеть Бога, но такой возможности мы лишены. Но не потому что Бог скрывает Себя от нас, нет, а по причине греховности нашей человеческой сущности. Исход 33:20 «…потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых».   Поэтому, в наших размышлениях, с целью постижения доступных нам откровений о Боге, мы нуждаемся в Его помощи.  Которая приходит только к тем, в чьем сердце пред лицеем Всевышнего, есть смирение, благоговение и  трепет. Только таковым обещано: Мал.4:2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его.

Что же можно знать о Боге из Священного Писания?
Библия представляет нам откровение о Боге в трех ипостасях, как Отца, Сына и Святого Духа. Священное Писание разделяется на три эпохи. Ветхий завет представляет нам эпоху Бога Отца. Эпоха Сына Божьего и нашего Господа Иисуса Христа, представлена нам в свидетельствах четырех евангелистов, Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эпоха Духа Святого начиная с 2-й главы Деяний Апостолов, с этого времени и до восхищения церкви, мы находимся под попечительством Святого Духа. На этом основании была сформирована  доктрина (учение) о Троице. Впервые она была озвучена на Никейском совете в 325 г. от рождества Христа, и дополнена и окончательно утверждена, первым Константинопольским Собором в 381 году нашей эры. Тогда и было провозглашено, что Бог существует и являет Себя в трёх равных между собой личностях – Отец, Сын и Святой Дух.  Таким образом, словом «Троица» в христианском Богословии описывается представления о Боге, которое сформировалось в людях на основании их понимания Библии.

В 6 веке это запечатлено в Апостольском символе веры, в записи Цезаря Арльского, но не вызывает сомнения его более древнее происхождение, поскольку он с первых веков христианства использовался римской церковью в таинстве крещения.

Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли.
И во Иисуса Христа, единородного Сына Божия, Господа нашего, зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии девы, страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного, сошедшего во ад, воскресшего из в третий день из мертвых, вознесшегося на небеса, сидящего одесную Бога, всемогущего Отца, откуда Он придет судить живых и мертвых.
Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение тела и в жизнь вечную. Аминь.

При этом следует особо отметить, что в Библии нет слова «ТРОИЦА».

 

Дух Святой в Священном Писании представляет нам Бога как «ТАЙНА БЛАГОЧЕСТИЯ».

Иов.37:23 Вседержитель! мы не постигаем Его.
1Тим. 3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».

Вывод: Когда мы говорим о Боге, мы должны осознавать что прикасаемся к ТАИНСТВУ, и слово «ТРОИЦА», рожденное попыткой человеческого разума постигнуть и описать Бога, не является абсолютно достаточным и объективным, хотя и является отражением Библейского откровения.
Откровение Бога, явленное в Новом Завете в Сыне и Святом Духе, не противоречит Его сущности открытой Израилю какБог Единый!
Это принципиально важно: Исход. 20:2-3 «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;  да не будет у тебя других богов пред лицом Моим»
(Един в трех лицах Божеста! Так писал о Боге Г. Державин).

Вот что Библия учит о ЕДИНСТВЕ БОГА:
Второзаконие 6:4-6 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть.
Марка 12:28-30 «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый«.
И. Христос сказал: Иоан.10:30 Я и Отец — одно

Уникальность  и не постижимость Бога!   Библия учит, что Бог един, но при этом,
на протяжении всей истории человечества, Бог являл Себя в многообразии.
Примеры:

  • В Эдемском саду Бог ходил «во время прохлады дня», так что Адам мог Его видеть и общаться с Ним (Бытие 3:8);
  • Аврааму Бог явился в образе путника (Бытие 18);
  • Иакову Бог явился в образе Некто, с кем он боролся (Бытие 32:24-30);
  • Моисею Бог явился в образе горящего куста (Исход 3:2);
  • Израильскому народу Бог явился на горе Синай в облаке, слава же Господня была «как огонь поядающий» (Исход 24:16-17);
  • Более того, на протяжении 40 лет Бог являлся Израильскому народу днём в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном (Исход 13:22, Неемия 9:19);
  • Господь Бог неоднократно являлся избранным в виде Ангела Господня: Гедеону (Судей 6:11-22), родителям Самсона (Судей 13), пророку Илии (3 Царств 19:7, 4 Царств 1:3),
  • Сидраху, Мисаху и Авденаго, которых царь Навуходоносор бросил в огненную печь, Бог явился в подобии «сына Божия» (Даниил 3:49-94). Об этом засвидетельствовал сам царь Навуходоносор в Данииле 3:91-92 «Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию».

Это подтверждает и Новый Завет: Евреям 1:1 «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».

О ТАИНСТВЕ говорят нам имена Бога!
Элохим. Бытие 1:1. Эл Элион – Бог Всевышний. Даниил 4:31. Эл Рои – Бог Всевидящий. Пс.10:4. Эл Шаддай – Всемогущий Бог. Бытие 17:1. Адонай – Господин, Владыка. Бытии 15:2. Яхве Иегова – Сущий. Исход 3:13-15. Иегова Ире – Бог усматривающий. Бытие 22:1-9Иегова Рафа – Господь Целитель. Втор. 32:39. Иегова Нисси – Господь – знамя моё. Исход 17:15. Иегова Шалом – Господь – есть мир. Рим. 15:33. Эммануил – с нами Бог. Матфея 1:23Отец. Матфея 5:16; 28:19. Авва (папа).Марк 14:36; Галатам 4:6. Сын Божий. Иоанн 9:35Сын Человеческий. Матф. 8:20. Мессия. Иоанн 1:41. Господь. Рим. 14:8. Слово. Иоанн 1:1. Мудрость. 1Кор. 1:30. Жених. Марк 2:19. Пастырь. Иоанна 10:11. Виноградная лоза. Иоанн 15:1. Свет. Иоанн 1:9. «Я Есмь» Иоанна 8:12.  Помощник Иоанна 14:16. Утешитель, Учитель, Дух Истины, Дух Христов и так далее…
Но самое главное имя, с которым Господь Бог открылся человечеству в последнее время – Иисус, которое означает «Спаситель»: Матфея 1:20-21 «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Таким образом, очевидно, что описать Бога словом «Троица» можно, но вряд ли это слово отражает всю полноту многогранной личности Бога Творца, Отца и нашего Спасителя.

Что мы подразумеваем под словом «ТРОИЦА»
Священного Писания говорит нам, что Бог – един,  но при этом Он проявляет Себя по-разному.
В Новом Завете Он открыл Себя как Бог Отец, Сын и Святой Дух. И хотя слово «Троица» не встречается в Библии ни разу, но подразумевается довольно ясно. На это указывает нам явление Бога Аврааму: Быт.18: 1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. 2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него.
Это подтверждается и текстами Нового Завета. К примеру:
 Матфея 3:16-17 «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».
Матфея 28:19 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». 2 Кор. 13:13 «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами».
1Иоанна 5:7 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино».
Каждый из этих текстов говорит о грандиозном Божьем плане спасения, который Сам Господь Бог и осуществил, явив Себя миру как Отец, как Сын и как Святой Дух.
В этом и состоит ВЕЛИКАЯ ТАЙНА БЛАГОЧЕСТИЯ!!!

Это можно проиллюстрировать примерами Божьего творения:
1. Человек: Дух, Душа и Тело. Человек одновременно может быть мужем, отцом, сыном, братом и т.д. И все эти функции выполняет один и тот же человек. Для родителей он – сын, для жены – муж, для детей – отец, для братьев и сестёр – брат

2. Вода: Как известно, вода может находиться в следующих агрегатных состояниях: ЛЁД (твёрдое состояние), ПАР (газообразное) и ЖИДКОСТЬ. Нельзя сказать, что лёд, пар и вода – это три разные типа воды. Также нельзя сказать, что вода триедина, где все три части (лёд, пар и вода) составляют одну и ту же воду. Но правильным будет сказать, что лёд, пар и жидкость – это вода, которая проявляет себя по-разному в зависимости от ситуации (температуры окружающей среды). То же самое может быть справедливо по отношению к Богу.

3. Яйцо. Восточное христианство часто использует куриное яйцо как некий прообраз. Так как оно состоит из скорлупы, белка и желтка.

При этом, всегда следует помнить что наши размышления, это только человеческая попытка постигнуть Тайну Бога Творца. Возможно, они далеки от совершенства. Возможно при более глубоком исследовании, встрече с Ним или переживании Бога в своей жизни, мы в страхе и трепете воскликнем с Иовом: Иов.37:23 Вседержитель! мы не постигаем Его.  Может быть и так! Но останется совершенно верным и то, что в рамках плана спасения человечества, Бог открывает нам Себя как Отец, Сын и Святой Дух.

Заключение:
Можно стремиться к постижению  Бога посредством логики или иных подходов, но все это навсегда останется только человеческой попыткой постигнуть Бога. Ведь главное препятствия на этом пути, это наша греховная природа и ограниченность интеллекта.  Поэтому,  учитывая нашу ограниченность,  Бог пошел к нам навстречу, предложив ПУТЬ установления отношений посредством ВЕРЫ.  Библия говорит:  Евр.11:6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
Принимая свидетельства Священного Писания во всем его многообразии ВЕРОЮ, мы имеем надежду на встречу с Ним. Там и получим на все вопросы, исчерпывающий ответ. А пока нам остается только верить и ждать: 1Иоан.3:2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
Совет Моисея: Втор.29:29 Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего.
Пример смирения Давида: Пс.130:1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.

 

К размышлению о ТАЙНЕ БЛАГОЧЕСТИЯ: 1Кор.15:28 Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 
1Тим. 1:17 «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь».

Для тех, кто желает глубже вникнуть откровение Бога как Творца вселенной, предлагаю свидетельство  Русского поэта Гавриила Державина жившего в 18 веке.

 

БОГ!

Ода Гавриила Державина «Бог«, написанная им в минуты просветления. …

О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог!

Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий,-
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвщенны,
От света твоего рожденны,
Исследовать судеб твоих:
Лишь мысль к тебе взнестись дерзает,
В твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.

Хаоса бытность довременну
Из бездн ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В себе самом ты основал:
Себя собою составляя,
Собою из себя сияя,
Ты свет, откуда свет истек.
Создавый всe единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, ты есть, ты будешь ввек!

Ты цепь существ в себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от тебя родятся;
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звезды в безднах под тобой.

Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры —
Перед тобой — как нощь пред днем.

Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров,- и то,
Когда дерзну сравнить с тобою,
Лишь будет точкою одною;
А я перед тобой — ничто.

Ничто!- Но ты во мне сияешь
Величеством твоих доброт;
Во мне себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто!- Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь — конечно, есть и ты!

Ты есть!- природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Твое созданье я, создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ податель,
Душа души моей и царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! — в бессмертие твое.

Неизъяснимый, непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.

Пастор: Александр Бойченко
Церковь «Любовь Христа»
20.09.2015г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.