А взятки можно?


vzyatkaОбъясните, пожалуйста, можно ли давать взятки? Николай

Мир вам уважаемый Николай!

Ваш вопрос затрагивает разные сферы жизни, поэтому, ради объективности, ответ мой будет несколько шире. Священное писание уникально тем, что просвещает всякую тьму. И на этот вопрос мы находим исчерпывающий ответ. Взятка в Библии описывается словами: «мзда (мздоимство)», «дар в пазуху», «подарок тайный», «подкуп» или «выкуп». Притчи 17:23: «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия».

Целью взятки может быть желание избежать заслуженного наказания или склонить судью к тому, чтобы осудить невиновного. Это древнее явление, и слово Божье совершенно определенно говорит об этом как о грехе:

1) Исаия 1:23: «Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».

2)  Исаия 5:22-23: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»

3) Михей 7:3: «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело».

4) Иезекииль 16:33: «Всем блудницам дают подарки, а ты сама давала подарки всем любовникам твоим и подкупала их, чтобы они со всех сторон приходили к тебе блудить с тобою».

Примеры из Библии:

1) Сыновья пророка Самуила — 1 Царств 8:3: «Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно».

2) Правитель Феликс надеялся, что апостол Павел даст ему взятку —  Деяния 24:26: «Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним».

3) Волхв Симон предлагал апостолам взятку за дар Святого Духа —  Деяния 8:18-20: «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги».

4) Иуда Искариот предал Иисуса Христа за взятку размером в 30 серебряников.

Что говорит Бог о взятках, дарах и приношениях:

1) Амос 5:12: «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных».

2) Амос 2:6: «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий».

3) Второзаконие 27:25: «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!»

4) Исаия 33:15-16: «Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет».

Судя по перечисленным заявлениям, вывод совершенно очевиден. Бог осуждает и запрещает брать и давать взятки с целью извратить справедливость и правосудие.

Что еще в нашем мире считается взяткой?

Юридически взяткой называется любой подарок должностному лицу.  Часто чиновники вымогают взятки не для того, чтобы извратить истину, а для того, чтобы сделать работу, которую они и так должны делать по долгу своей службы. Иными словами, люди дают взятку служащим для того, чтобы они быстрее и качественнее сделали свою работу. Такая взятка может расцениваться как дар по принуждению. И здесь все может быть не так однозначно. Но если христианин берёт или дает взятку-подкуп с целью извратить истину и правосудие, то по определению Библии он делает нечестие, грех и злодеяние.  Что касается бескорыстного дара, чаевых, благодарности, поощрения, то это не является преступлением, но и здесь нужно быть рассудительным.

Хочу отметить также, что дар или подарок может иметь и положительное действие, что замечает Соломон в притчах — 21:14 «Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость» и 17:8:«Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет».

Но негативных последствий все же гораздо больше, и это следует помнить:

1) Исход 23:8: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и извращают дело правых».

2) Второзаконие 16:19: «…не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и извращают дело правых».

3) Екклесиаст 7:7: «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце».

Поэтому Господь предупреждает нас в Своём слове, чтобы мы не брали взяток —  Исход 23:8: «Даров не принимай…» или Втор. 16:19: «…не бери даров».

Следует отметить и разность, которая есть между подарком и пожертвованием. Библия говорит о том, что во все времена дело Божье совершалось при поддержке добровольных пожертвований. Так было и во дни Христа, когда за Ним следовали «…и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим», Лук.8:3.

Пожертвование — это бескорыстный дар или приношение, совершаемое во Имя Господа, в котором человек не преследует каких-то целей. Оно может быть таинством между человеком и Богом. Такие приношения могут быть целенаправленными конкретной личности или в целом церкви на дело Божье и рассматриваются на страницах Священного писания как благовонная жертва Господу: Фил.4:18: «Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу».

Есть уникальный случай, отмеченный в Библии, во дни Неемии, когда после разрушения и порабощения Израиля он, будучи вдохновленным от Господа к восстановлению, свидетельствовал о выкупе, как о благодеянии — Неем.5:8: «и сказал им: мы выкупали братьев своих, Иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас…». Но это скорее исключение, чем правило. В Новом Завете мы видим пример апостола Павла из Деяний 24:26. Феликс правитель ожидал от него взятки или выкупа, но этого не последовало. Нам известно, что ап. Павел остался на то время в заключении, что позволяет нам полагать то, что для него это было не приемлемо.  И так, завершая столь обширное размышление, я надеюсь, что Вы увидели то, что во всех случаях, за исключением насильственного принуждения, описанного в Матф.5:40: «и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» или бескорыстного даяния ради Господа, дары и взятки являются грехом и мерзостью пред Богом, и мы, как христиане, не должны в этом участвовать. Прит.28:6: «Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат».

Храни вас Бог!

Пастор: Александр Б.

22.08.2011г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.