ХРИСТИАНЕ В ПОЛИТИКЕ, РИСК ИЛИ ШАНС?


xrist-v-politМир Вам! Размышляя об активности христиан в политике, следует изначально определиться в гласном, что означает слово ПОЛИТИКА? Определение данному слову дал еще в древности Аристотель, который и ввел его в обиход. ПОЛИТИКА – это искусство управления полисом (городом, государством). Евангельское Христианство, зародившееся в Восточной Европе, на территории Российской империи, а впоследствии СССР и СНГ, не имело каких-либо твердых, однозначных вероучительных позиций, по отношению к участию в политической деятельности своих последователей, которые можно было бы назвать традиционными. Судя по историческим данным, отношение к политике в 19-том и больше в 20 веке, отражается четырьмя основными позициями, которые в большей степени проявились уже в Советский период и по инертности сохраняются по сей день:

  1. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ (искренняя или вынужденная поддержка правящего режима).
  2. ОППОЗИЦИОНАЯ (выражение несогласия с государственной властью, прежде всего, в вопросах касающихся религиозных убеждений и прав верующих).
  3. ПАЦИФИСТСКАЯ (полный политический нейтралитет и отказ от всех форм насилия).
  4. КОСМОПОЛИТИЧЕСКАЯ (отсутствие привязанности к своей стране, противопоставление ей «Небесной родины»).

Позиция действовавших тогда духовных центров не отличалась твердостью, во многом зависела от внешних обстоятельств. В качестве примера можно вспомнить военный вопрос. Как известно, при развале империи, в период гражданской войны, большинство Евангельских христиан в отличии от Православных, придерживалось пацифистских позиций. Такие настроения вполне устраивали большевиков, воевавших за Советскую власть. Именно поэтому, они помогли тогдашним лидерам Евангельских движений, добиться для своих конфессий права на альтернативную службу, согласно декрету от 4.01.1919 года. Однако, как только Советская власть укрепилась, под ее нажимом в 1923–1928 годах, лидеры Евангельских церквей признали обязательной для призывников военную службу с оружием в руках, а также и другие гражданские обязанности. Читая официальные журналы ВСЕХБ, мы можем наблюдать насколько риторика духовного руководства была патриотичной, созвучной с общегосударственной, как внешней, так и внутренней политикой. Но нужно иметь ввиду, что официальная риторика духовных центров и их лидеров, не всегда отражала реальных убеждений большинства. Существовали целые движения, действовавшие нелегально, позиции которых радикально отличались. К примеру, деятельность СЦЕХБ была аппозиционной не только к ВСЕХБ, но и по отношению к государству. Они активно противостояли религиозной политике в СССР, вели правозащитную деятельность, проводили демонстрации и пикеты, направляли письма с протестами и ходатайствами в защиту прав верующих в партийные и государственные учреждения, средства массовой информации, а также за рубеж. Если у политических диссидентов в самых громких акциях было до нескольких десятков участников, то в деятельность СЦЕХБ на протяжении 30 лет были вовлечены десятки тысяч верующих ЕХБ из всех регионов страны и разных социальных слоев. Осознавали ли они себя политически активными гражданами? Скорее нет. Они скорее видели себя борцами за Божью правду и защитниками несправедливо угнетенных. Но их самооценка не отменяет действительности, ведь этих людей аполитичными назвать очень сложно…

Перестройка, развал СССР, формирование независимых государств, все это внесло существенные изменения в жизненные приоритеты Евангельского христианства. Поначалу, вдохнув глоток свободы. на первый план вышла проповедь Евангелия, потом активизировалось миссионерское движение, а за ним последовала социальная деятельность, реаб-центры и приюты для осиротевших детей и т.д. Столкнувшись с бюрократией и юридическими проблемами, христиане стали проявлять интерес к законодательной деятельности государства. Следует отметить что во всех этих направлениях, среди активистов доминирует вдохновение и сердечный порыв, который далеко не всегда имел глубокою Библейскую основу. Именно потому, многие разумные инициативы не принесли ожидаемых результатов. (Кстати, отсутствие запроса на фундаментальное библейское обоснование своих намерений и действий, это все еще заметная отличительная особенность Евангельского христианства, среди славян).

Сегодня, среди Евангельского христианства в Украине, наблюдается растущий интерес к политической деятельности. На выборах в местные и региональные органы власти, намеченные в октябре 2020 года, в разных регионах страны, выдвинули свои кандидатуры более тысячи представителей различных движений Евангельского христианства. Тревожным для меня, является отсутствие системного, Библейского ученичества по данной тематике в церквях, что умножает риски повторения ошибок прошлого. Чему я как пастор был неоднократно свидетель, как в России, так и в Украине. Так сложилось, что личное мнение авторитетного человека, часто без осмысления его мотивов и аргументации, становится истинной нетерпящей возражений. Но это совершенно неприемлемо для христиан, ведь мы имеем вернейшее пророческое Слово, у нас есть с чем сравнивать и сопоставлять. Переосмысливая все пережитое, хочу отметить то что важно знать и помнить всем, кто идет в политику.

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ:

Может ли христианин участвовать в законодательной, исполнительной, судебной власти или силовых структурах государства? Да, может. Библия не ставит каких-либо абсолютных ограничений касательно данной сферы деятельности. Более того, согласно Рим.13:1 «…существующие власти от Бога установлены». Да и согласно Конституции Украины, каждому из нас дано право участвовать в выборах. «Граждане имеют право … свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления» (Статья 38).

И все же, у каждого христианина есть ответственность строить свою жизнь в согласии с Божьей волей. Ап. Павел призывает: Еф. 5:17. И так, не будьте нерассудительны, но познавайте что есть воля Божия. Каждый должен спросить себя, кем или чем мотивированы мои желания, призывает ли меня Бог или это мои своевольные, похотливые амбиции? Это очень важно. Иногда нам трудно оценить себя, но будучи частью тела Христова, церкви, мы можем рассчитывать на помощь, если обратимся за советом. Воспользуйтесь этим, и прислушайтесь к тому что Дух говорит Вам через церковь.

Люди, отстаивающие право активного участия христиан в политике, часто ссылаются на Библейских персонажей, таких как Иосиф и Даниил. Согласен! Но не забывайте, что они не стремились к власти, это Бог их поднял, проведя через очень сложные, подготовительные обстоятельства. А в последствии они были прошли через огненные испытания. Как известно, по причине придворных интриг, Иосиф был несправедливо осужден и долгое время провел в тюрьме (Быт.37-45), а Даниил был брошен в львиный ров (Дан.6гл.). Они выстояли потому что с ними был Бог. Именно поэтому, нам очень важно быть уверенным в том, что нас призывает Бог. Если такой уверенности нет, то стоит умерить свои амбиции и оставаться в том к чему призван. Без Бога мы обречены на провал.

Личные качества и репутация? Христианин должен быть образцом во всем. Вокруг нас есть очень много талантливых людей, потерпевших крушение из-за личных качеств и испорченной репутации. Поднимаясь на пьедестал публичной деятельности, Вы должны быть готовы к тому что все тайное станет явным. Заранее подумайте, готовы ли Вы к этому и каковы будут последствия. Бог благословляет доказавших свою личную порядочность: Исход 18:21. «Выбери из среды всего народа людей способных, богобоязненных, людей надежных, некорыстолюбивых, и поставь их над ними».

Профессионализм и опыт в управлении? Когда Бог призывает, Он изначально наделяет человека соответствующими дарованиями, развивая которые, человек обретает соответствие и зрелость. Поэтому, необходимо сохранять духовную трезвость и взвешенность в собственной самооценке. Каждый кто претендует на ответственные государственные должности, должен иметь соответствующее образование, необходимый опыт и навыки в сфере управления.

Ответственность и подотчетность? Публичная деятельность каждого христианина, влияет на репутацию всех христиан и накладывает отпечаток на церковь в целом. Поэтому, каждый христианин как член церкви, должен со смирением оставаться подотчетным церкви. Все должно начинаться с благословения церкви, а потом, с тем как скажется на церкви и христианстве в целом, должен сверяться каждый публичный шаг в политике. Голос Церкви, обоснованный Словом Божьим, должен оставаться решающим, если Вы действительно призваны Господом и хотите исполнять Его волю в политике.

Итак, христиане в политике — это риск или шанс? На мой взгляд и то и другое. Именно поэтому, очень важно избегать своеволия. Только в Божьем призвании мы имеем шанс. Да поможет Бог!

 

Пастор: Александр Б. Одесса. 10.10.2020г.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.