И что же это за враг такой, кальвинизм?


calvinismУ меня в голове в последнее время заварилась каша. Я верующий с 1994 года, но историей церкви не интересовался. Теперь же, когда стала развиваться дискуссия об опасностях Кальвинизма и достоинствах Арминианства, я просто потерялся и уже не могу разобраться в самом себе.  Я хотел бы узнать ваше мнение на счет кальвинистов и арминиан, что это такое и как к этому относиться?  Олег.

Мир тебе брат Олег! Благодарю за вопрос. Отвечаю: Ваш вопрос затрагивает сложную область Богословской дискуссии, которая продолжается на протяжении около 400 лет.  В христианских образовательных учреждениях, существует отдельный предмет под названием: Сотериология (греч. σωτηρία «спасение» + греч. λόγοςучение, слово) это — богословское учение об искуплении и спасении человека, оно является частью догматического богословия, поскольку в её основе лежат церковные догматы о последствиях первородного греха. Сотериология раскрывает путь спасения каждого человека через веру в Иисуса Христа и, неразрывно связанное с верой, благодатное преображении жизни. По этой тематике есть много различной литературы.  Также и в Интернет-ресурсах можно найти любой интересующий вас материал.

Вот краткое описание основных различий:

1) Кальвинизм придерживается мнения о полной порочности человеческого существа, в то время как арминианство говорит о порочности частичной. Полная порочность — утверждение, что каждый человек запятнан грехом и не в состоянии прийти к Богу самостоятельно. Частичная порочность — утверждает, что каждый аспект природы человека запятнан грехом, но не до такой степени, чтобы он не мог самостоятельно поверить в Бога.

2) Кальвинизм придерживается позиции безусловного избрания, в то время как арминианство предполагает избрание условное. Безусловное избрание подразумевает — что Бог избирает людей к спасению основываясь полностью только на Своей воле, а не на чем-либо, зависящим от человека. Условное избрание —   Бог избирает людей к спасению, основываясь на Своем предвидении того, кто поверит во Христа как Спасителя.

3) Кальвинизм говорит об ограниченном искуплении, а арминианство придерживается неограниченного искупления. Ограниченное искупление — это вера в то, что Иисус умер только для избранных. Неограниченное искупление — Иисус умер для всех, но Его смерть не имеет действия, пока человек не уверует.

4) Кальвинизм придерживается неотразимой благодати, в то время как арминианство — «отразимой». Неотразимая благодать предполагает — что если Бог призовет человека к спасению, этот человек будет неизбежно спасен. Идея «отразимой» благодати утверждает — что Бог призывает всех к спасению, но многие люди сопротивляются и отказываются от этого призыва.

5) Кальвинизм также говорит о стойкости святых, а арминианство, напротив, придерживается позиции условного спасения. Стойкость святых значит — что человек, избранный Богом, будет сохранен в вере и никогда не откажется от Христа, и не отойдет от Него. Условное спасение — верующий во Христа может по собственной воле отойти от Христа и, таким образом, потерять спасение.

Вот так примерно выглядят позиции в Богословской дискуссии между Кальвинистами и Арминианами.  При этом важно учесть, что в поместных церквях мирно сосуществуют люди, которые по своим убеждениям и взглядам могли бы частично или полностью соотносится с той или другой Богословской позицией.  Как правило, во многих из них, эти взгляды сложились на основании личных размышлений над Словом Божьим.  И они не подозревают, что с Богословской точки зрения в своих представлениях о Спасительной благодати они являются Кальвинистами или Арминианами. Не все, но многие.

Немалое число и тех, которые находятся где-то между этими двумя крайними позициями. Это явление следует рассматривать как важную часть, в процессе духовного роста, ничего не драматизируя. Ап. Павел говорит: Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. 1Кор.13:11 Важно доверить Духу Святому, Который через личное просвещение Словом Божьим, взращивает в душе христианина зрелое исповедание веры.  При этом лично для меня, важно чтобы на уровне церковного ученичества, провозглашался и защищался приоритет Слова Божьего, над всем человеческим.    Библия говорит: ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего. Пс.137:2

Следует учитывать, что в Богословских дискуссиях все строится на логике. Но человеческая логика в осмыслении Божьих путей, спутник ненадежный и потому было бы недальновидно полагаться на разум свой.  В известной дискуссии между Иовом и его друзьями, показательна реакция Бога которая прозвучала после их продолжительный состязаний: …сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Иов.42:7. В затянувшейся на столетия дискуссии между Кальвинистами и Арминианами, последнее слово так же принадлежит Богу.  Не стоит забывать вынесенный из той дискуссии вывод и совет Елиуя: Вседержитель! мы не постигаем Его…24 Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем! Иов.37:23

К сожалению, среди оппонентов часто не хватает благоговения и трепета, и это очень настораживает. Посмотрите, с каким смирением о дарах духовных говорит ап. Павел: Ибо мы отчасти знаем… 1 Кор.13:9.

Известно, что известный пастор и проповедник Ч. Сперджен был кальвинист, а Джон Уэсли, по своим убеждениям был арминианином. Но и того, и другого использовал Господь в созидании церкви, и Дух Святой действовал чрез них, ко спасению многих душ.  Не стоит забывать и то, что, помимо сотереологических различий, мы имеем еще много вопросов, на которые мы не имеем однозначных объяснений.

К таковым относятся:

1)       Учение о Триединстве Бога.

2)       Богочеловечность Иисуса Христа.

3)       Непорочное зачатие Марии и т.д.

На эти и многие другие подобные вопросы, возможно, что церковь не получит полного объяснения здесь на земле.  Но это не мешает церкви жить, развиваться и прославлять Господа, исполняя свое предназначение. Библия говорит: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь. 1Кор.13:13ст.  Очевидно, что многое останется тайной даже до явления Господа и в этом нет трагедии, ведь движущей силой в жизнедеятельности церкви является Слово Божье, растворенное верою слышащих.     Издревле, существовала практика сокрытое отдавать Богу, не провоцируя себя к надменным умствованиям.  Об этом говорит: Втор.29:29. Поучительной остается и позиция Давида: Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Пс.130:1.  Все это, для меня является очень важным, в формировании моего отношения к вопросам Кальвинизма или Арминианства.

Исследовательский поиск и дискуссии, имеют безусловную важность в рамках учебных заведений. Библия говорит: Железо, железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего. Прит.27:17. Но искусственно инициированные дискуссии, на церковном уровне, свидетельствуют о недальновидности людей их возбуждающих, и служат только к расстройству.  Мы должны бодрствовать над тем, чтобы в церкви, Слово Божье превозносилось выше всего человеческого.    Ап. Павел говорит: Никто да не обольщает васвторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом… Кол.2:18-19.

В вашей ситуации, когда по вашим словам, у вас «заварилась каша», я бы посоветовал отложить все, что способствовало к этому, и вернуться к Слову Божьему. Как призывает нас ап. Петр: И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших. 2Пет.1:19 Читайте Слово Божье, молитесь, размышляйте доверяя Духу Святому вести Вас. Будьте внимательны к тому, что Дух говорит в церквях.  На этом пути ваш дух и разум будет исцелен, Словом Божьим.  Да поможет Вам Бог!

Пастор: Александр Б.

14.06.2012г


Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

 

2 мыслей про “И что же это за враг такой, кальвинизм?

  • Павел Сальников

    Пастор Александр, в Вашем объяснении кальвинизма я усматриваю некоторое лукавство. Вы пытаетесь примирить ересь с истинным учением Библии тем, что мы мол не можем всё знать, а только видим "как бы сквозь тусклое стекло, гадательно". Но ведь кальвинисты не просто предполагают, они утверждают, что Бог изначально предопределил одних к погибели, а других ко спасению, что человек вообще не играет никакой роли в принятии или отвержении спасения. Это фатализм, ересь, которая одних делает самоуверенными а других повергает в уныние и отчаяние (если не предопределены). Таким образом кальвинисты представляют Бога несправедливым. Выходит, Он Сам является источником гибели и вечных мучений людей в аду?
    Ниже Вы упомянули вопрос о триединстве Бога, что он тоже выходит за рамки нашего понимания. Однако, если кто-то начинает придерживаться унитарских взглядов, его тут же объявляют еретиков. Так почему нам следует кальвинистов терпеть, а унитариев нет?