Суббота или воскресение?


subbota-ili-voskresenieВопрос Субботы на протяжении всей истории церкви остается одним из самых сложных. В наши дни, как Суббота, так и Воскресение для большинства людей не представляют никакой ценности, а среди Евангельских христиан мы наблюдаем совершенно чуждое прошлым поколениям отношение ко всему тому, что считалось священным и исполнялось с благоговением.  Мне кажется, что мы подошли к той опасной черте, за которой слова ап. Павла Рим.1:21-22 могут иметь прямое отношение к нам: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось не смысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели…»

Известно, что суббота «покоя» была учреждена Богом при творении: Быт.2:2. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. 3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал», а не на Синае при Моисее, как принято утверждать, относя ее к Израильскому народу только. Основная мотивация этого установления заключалась в том, что Бог почил от дел Своих. В этом «покое» раскрывается для нас Дух Христа, в котором мы и обретаем совершенный покой, по благодати. Об этом и говорит ап. Павел: «Бог Отец избрал нас во Христе прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви». Еф.1:4.  Порядок покоя, установленный Богом при творении, распространялся на всех. Грехопадение лишило наших прародителей того совершенного покоя, в котором человек мог пребывать на всех уровнях как телесно, душевно, так и духовно. Изгнание из рая раскрыло всю глубину и трагизм грехопадения. Главная потеря — это потеря «невинности, совершенного покоя и общения с Богом».  Грех принес человеку поражение на всех уровнях.  Все, что делал Бог в истории после грехопадения, было направленно на наше спасение. В том числе и закон, данный чрез Моисея. К сожалению, невежество и самобытное толкование вырванных из контекста отдельных цитат Библии привело многих христиан к проявлению неполноценности в мировоззрении, что весьма печально. Мы легко разбрасываемся необоснованными цитатами к примеру: «Старый завет нам не нужен, мы живем по благодати», или «Христос отменил закон» и т.д. При этом Дух Святой и сегодня действует через Ветхий и Новый заветы, да и как иначе, если все писание Богодухновенно.

И так что же делает Бог?

Среди установлений, данных Моисею на горе Синай, мы встречаем заповедь и о Субботе. Вот как это звучит: Исход 20:8-11: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Исх. 31: 12: « И сказал Господь Моисею, говоря: 13 скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; 14 и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; 15 шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; 16 и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; 17 это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился».

Втор. 5:12-15: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний».
А вот обетования Господа, связанные с четвёртой заповедью: Исаия 58:13-14:

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, — то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это». Фактически, Бог подтвердил то, что было при творении. Чего же ожидал Бог от человека в этой заповеди?  Судя по вышеизложенному: через отношение к субботе, как к святому дню Божию, отложив обычные дела, не угождая своей прихоти, не занимаясь пустословием, ожидал почтения, благоговения и общения. Второзаконие 5:15 даёт ещё одну причину, почему человек должен свято хранить Субботу Господню: «…помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний». Таким образом, соблюдение Субботнего дня включает в себя воспоминание об исходе из Египта и о Боге Избавителе, осознание параллели между Египетским рабством и рабством греха.  История Израиля свидетельствует, что пренебрежение привело их к саморазрушению. Новое дыхание это установление обрело с приходом Христа, когда Он сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Матфея 5:17 Правда, прошло совсем не много времени, как в Его адрес посыпались обвинения о нарушении Субботы. Его обвиняли в том, что Он позволил голодным ученикам срывать колосья и кушать, а также исцелял больных в день субботний. «И сказал им Иисус: суббота для человека, а не человек для субботы, посему Сын Человеческий есть господин и субботы.» Марк 2:27-28. Еще при творении Суббота явилась благодатью, излитой Господом на Его творение. К сожалению, в Израиле во дни Христа были другие представления. Пророк Иеремия предупреждал: «Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас»? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь. Иер.8: 8.но кто его слушал…» Известно, что закон был «детоводителем ко Христу». Гал.3:24. Он указывал на Христа, приготовляя Израиль к вхождению в покой Его. Да и суббота являлась прообразом покоя во Христе.  И сегодня «Субботой покоя» во всей полноте является Сам Христос Господь, а взаимоотношения с Небесным Отцом посредством жертвы Иисуса Христа на кресте являются исполнением субботы. Каждый, кто принимает жертву Господа Иисуса Христа, входит в покой Христов. Ибо «Он есть мир наш». Еф.2:14 Только в Нем наша душа приобретает вечное успокоение. В Нем и восстанавливается некогда утерянная главная ценность субботы — «Покой». И сегодня Иисус Христос зовет: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашимМатф.11:28-29. Сердце человека, терзаемое грехом, во Христе обрело искупление, освобождение, покой, мир и радость — в Нем и исполняется суббота покоя, как вечный завет для нас. «А мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». 2Кор.3:18. За что и слава Ему! Итак: через Христа мы нашли решение своих духовных переживаний, и обрели «в Нем» покой. Но возникает вопрос: как же быть нам с физическими потребностями и требованиями, заявленными в заповеди о субботе покоя?  Ведь природные потребности творения не изменились и по сей день, а они были защищены Богом в заповеди покоя, как для раба, пришельца. так и для вола, год покоя земли.  В Израиле день покоя был знамением завета, что наглядно свидетельствовало окружающим о принадлежности их Богу, и языческий мир видел это. В этом нуждаются и наши современники, что и говорил Иисус: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Матф.5:16 Как быть с этим? Что здесь? Благодать или закон? В Новом завете мы получили свободу от буквы закона, если Ветхий завет говорит: Суббота и только Суббота! То Новый завет говорит: — не только Суббота! Потому ап. Павел говорит: «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя…»Рим. 14: 6-7. Не один день недели, а вся наша жизнь, без остатка принадлежит Христу. Но так ли это на самом деле в нашей жизни? Проблема в том, что у христиан сегодня потеряны границы между тем, что для себя и что для Бога   Мы настолько осуетились в том, что для себя, что о Божьем даже говорить не приходится. Библия говорит: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти.» Гал.5:13. Можно ли в день Воскресный жить для себя, исполнять свои прихоти, пустословить и т.д.???  Я верю, что «дух субботы покоя», для физического мира, остается неизменным, какой бы мы ни избрали для поклонения день. Бог ожидает от нас покоя, благоговения и общения с Ним!     Голландцы называли Воскресенье «Божьей плотиной». В Голландии, плотины сдерживают угрожающие морские волны и таким образом защищают жителей земли от наводнения и разрушения. Так же и Воскресенье, День Господень, сдерживает напор бушующих волн материализма, земной суетности, и сумасшедшей гонки за удовольствиями, которые грозят затопить Церковь и верующих. Дай Бог, чтоб наша любовь к Богу обрела такую зрелость, чтоб мы в полном посвящении могли явить миру свет Христов. Пастор Питер Марстерс в своей книге «Помни день Воскресный», вспоминая 60-годы прошлого века в Лондоне, пишет: «Нужно признаться, что в наши дни, этот вопрос, является проблемой только лишь из-за падения нравов христиан. Когда общество находилось под влиянием христианства, все лавки и трактиры закрывались по Воскресеньям. Тревожным симптомом является то, что Христианская Суббота почти повсеместно оскверняется на практике, плохая посещаемость церкви является свидетельством о размахе осквернения Дня Субботнего среди тех, кто называет себя Христианами.  Это является одним из самых серьезных отступлений от истинного благочестия в наши дни». Важность Дня Господня для самого существования церкви ясно осознавал один из яростных врагов христианства, которых когда-либо видел свет, — французский гуманист Вольтер. Он говорил — «если хотите покончить с христианством — отмените Воскресенье». Французская Революция исполнила совет Вольтера. Календарь Парижской коммуны исключал Воскресение, но просуществовал всего лишь несколько дней.

А почему Воскресение?

Обычно, в качестве аргументации в пользу воскресного дня, используются такие факты как: Воскресение Христа было в первый день недели. Об этом можно прочитать в 28-й главе Евангелия от Матфея, в 16-й главе Евангелия от Марка, в 24-й главе Евангелия от Луки и в 20-й главе Евангелия от Иоанна. Ученики Христа собирались в первый день недели:
Иоанна 20:19 «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам »
Деяния 20:7 «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи».
1 Коринфянам 16:1-2 «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду». Не только первые Христиане, но и в Ветхом Завете, Господь повелел Своему народу собираться на Богослужения не только в седьмой день, но и в первый день недели:  Исход 12:16 «И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам».
Любопытно, что Закон Божий дан Израильскому народу в 20-й главе Исхода, а за восемь глав до этого — в 12-й главе Исхода, первый день был выделен как освященный день отдыха во время празднования Пасхи. Это постановление было дано евреям ДО того, как им была дана заповедь о соблюдении Субботы на горе Синай.
Праздник Опресноков: Левит 23:6-8 «В пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте». Праздник Кущ: Левит 23:33-38 «C пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу; в первый день священное собрание, никакой работы не работайте; в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте. Обратите внимание на то, что первый и восьмой дни недели — это Воскресенье!
Говоря о церкви, Новый завет дает основание утверждать, что изначально вопрос о днях не был актуальным. Это подтверждает постановление собора Иерусалимской церкви в требованиях к уверовавшим из язычников. Деян.15:28.  Впоследствии, видимо, разногласия появились, и это подтверждается словами ап. Павла в Рим: 14:5-8.  Эта дискуссия продолжала развиваться, что подтверждают сохраненные письма первых столетий.  Сократ Схоластик, известный церковный историк пишет: «Хотя почти все церкви во всем мире совершают священное таинство по субботам каждую неделю, все же христиане Александрии и Рима, принимая во внимание некоторые древние традиции, перестали делать это». Эти слова он пишет о событиях, которые происходили в церквях в конце 2-го века.    Известно, что еще во 2-м столетии римский епископ начал настаивать на том, что нужно установить день празднования христианской пасхи не согласно еврейского календаря, по которому пасха всегда праздновалась в 14-й день месяца Нисана и поэтому каждый год падала на разные дни недели, но так, чтобы христианская пасха всегда соблюдалась в Воскресение.

Впервые воскресенье было объявлено выходным днем 7 марта 321 года.

Именно в этот день римский император Константин I Великий, восемью годами ранее впервые разрешивший свободное исповедание христианства, провозгласил воскресенье днем отдыха. До эдикта Константина граждане Римской империи отмечали в этот день — «день Солнца». Евсевий Кесарийский (270-338гг. по Р.Хр.), историк церкви, биограф императора Константина говорит: «Все, что прежде необходимо было делать в субботу, мы (церковь) перенесли на день Господень» (Eusebius, Cjmmentary on the Psalms, in Patrologia Graece, Vol.23, cols.1171,1172).

Интересны высказывания католиков: «За две тысячи лет до существования какого-либо протестанта, католическая церковь, единственно силою своего божественного призвания, перенесла празднование субботнего дня с седьмого на первый день недели. Библия говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его». Католическая же церковь объявляет: «Нет, силой божественной власти я отменяю эту заповедь и повелеваю святить первый день недели«. И что мы видим? Весь цивилизованный мир покорно преклоняется пред святейшей католической церковью. Она заставила людей не только праздновать первый день недели, абсолютно воспрещая делание в оный какой-либо работы, но и воспретила постановлением Лаодикийского собора 364 года всякое воздержание от работ в седьмой, субботний день, грозя ослушникам церковным проклятием, отлучением и конфискацией имущества» (О. Энрайт, The Catholic Mirror, сентябрь 1893 г.)

«Церковь заменила соблюдение субботы соблюдением воскресенья по праву Божественного непогрешимого авторитета, дарованного ей ее основателем Иисусом Христом. Протестант, утверждающий, что Библия является единственным руководством веры, не имеет никакого основания для соблюдения воскресенья. В этом вопросе Адвентист седьмого дня является единственно последовательным протестантом» (The Catholic Universe Bulletin, 14 августа, 1942 г., стр. 4).

Мартин Лютер о Субботе сказал: «Они (папы) без основания утвердили изменение субботы на воскресенье вопреки Декалогу; не было большего нахальства, чем изменение священного дня покоя. Они стремились показать, что власть церкви настолько могущественна, что обходится без указаний Декалога» (Philip Schaff. The Creeds of Christendom, vol. 3, p. 64). Это скромные свидетельства об истории вопроса, размышляя над которыми я переживаю ощущение фальши. Никто не ставит под сомнение первый день недели, освященный Воскресением Христа. Он вполне приемлем для Священного собрания, как продолжение первоапостольской традиции, тем более, что мы находим взаимосвязь в этом вопросе и с Ветхим заветом. Но значит ли это, что человек, даже если он и папа Римский, имеет право отменять установления Божьи, данные при творении? А суббота относится к таковым. А когда в этой роли выступает император Константин или, к примеру, сегодня президент могущественного государства, и отменит, к примеру, «Брак — как устаревшее понятие»?   Я верю, что свобода, обретенная во Христе, не дает нам права, потеряв все ориентиры и границы, жить для себя, угождая своей прихоти и сладострастию. Благодать — это высший закон, в котором судятся помышления и намеренья сердечные. Поэтому, горе тому, кто благодать Божью использует к угождению плоти. Все что мы посвящаем Богу должно Ему принадлежать: деньги, имение, время и т.д. Сегодня, когда дух гуманизма, под прикрытием благодати разрушает основы христианского благочестия, Церковь призвана являть миру свидетельство нашей любви к Богу, отдавая Богу все то, что Ему принадлежит.

Храни вас Бог!

Пастор: Александр Б.

15.09.2011г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.