Вино и спиртные напитки


vinoВопрос спиртных напитков в христианских кругах неоднозначен и это обязывает меня предложить к вашему рассмотрению аналитическое исследование Библии по данному вопросу, а также аргументацию, сподвигшую руководство Евангельских церквей к однозначной позиции в этом вопросе. В моей памяти сохранились некоторые дискуссии по этому вопросу в церквах, и я свидетель искоренения виноградников.  В те годы церковь благословляла новопреставленных на крещение только после искоренения виноградников. Но обо всем по порядку. Известно, что слова, означающие алкогольный напиток в Библии, несут в себе разный смысл и разделяются на три категории. Об этом можно удостовериться, используя Библейские энциклопедии или словари.

К первой относятся: !yIy: и ab,so (евр.), которые имеют в виду «вино» (Смотри: Вт.32:14; Ис.1:22; Ос.4:18). Это вино делалось на основе винограда, но было больше, чем виноградный сок, т.к. оно обладало способностью вызывать интоксикацию организма, то есть состояние опьянения (пример с Ноем, Бытие 9:20).

 

Вторая категория слов относится к поэтическому языку: sysi[ (евр.) и переводится как «ароматное вино» (П.Пес.8:2), «виноградный сок» (Ам.9:13; Иол.1:5).

 

Третья категория отражена в слове rkve (евр.) — сикера. Данный напиток был высокоалкогольным; он готовился не из винограда, а, возможно, из ячменя. Существует ясное разграничение вина и сикеры в том смысле, что сикера — это более сильный напиток (1Царств.1:15; Ис.5:11;22)

 

Совершенно очевидно и то, что вино было частью культурной и религиозной жизни Израиля. Например, вино возливали на святое место, на жертвенник (Числ.28:7), и обязанностью левитов было следить за утварью в храме, куда входили и сосуды с вином (1Пар.9:29). Во время праздника первых плодов вместе с жертвоприношением агнца на жертвенник ставилось хлебное приношение и вино (Лев.23:13). Вино было неотъемлемой частью гостеприимства — Мелхиседек, встречая Авраама, среди прочих приношений имел вино (Быт.14:18); Авигея встретила Давида с вином (1Цар.25:18). Вином сопровождали прием пищи (Суд.19:19, 2Пар.11:11), по-видимому, разбавляя его водой. Разбавление происходило в разных пропорциях, но чаще всего это было соотношение один к трем. Содержание алкоголя в таком вине, как известно, не превышало 4-5%. Вино использовалось так же для увеселения во время свадеб. Хорошее вино считалось особенным угощением (Есф.1:7-9, 2Цар.3:20-21). В медицинских целях вино принимали как «питьё ослабевшим» — 2Цар.16:2.

 

Вместе с тем в Библии содержится немало мест, где говорится о злоупотреблении.  Притч.20:1 называет человека, «увлекающегося» вином и сикерой, неразумным, а чуть дальше в 23й главе красочно описывает такого человека: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза?» (ст.29). Данный отрывок проводит черту, разделяющую дозволенное и недозволенное употребление алкоголя. Тот, кто перешел эту черту — «увлекающийся вином», он «долго сидит за вином», отрезвев, вновь начинает поиск вина — все это указывает на привычку пить до алкогольного опьянения. Здесь же сказано и о том, почему вино опасно — чрезмерное его употребление ведет к греховному поведению: «глаза твои будут смотреть на чужих жен и сердце твое будет говорить развратное». Пьянство становится уже не просто нежелательным социальным явлением, а грехом. Ветхий Завет приводит и конкретные примеры, когда чрезмерное употребление вина привело к негативным последствиям — история Ноя (Быт.9), Навала (1Цар.25:36-37), Амнона (2Цар.13:28). Не случайно левитам и назореям было запрещено пить вино и сикеру (Суд.13:4,5). Это подчеркивало их святость и отделенность от всего, что могло бы иметь отношение ко греху.

 

Новый завет.

Первое упоминание вина в Новом завете относится к Иоанну Крестителю. Он, будучи посвященным на служение Богу, воздерживался от употребления алкоголя (Лк.1:15). Важно отметить, что и в Новом завете вино не ассоциировалось с чем-то отрицательным. Именно этим и объясняется чудо превращения воды в вино в Кане Галилейской (Иоан. 2:11). Но в Тайной Вечере с учениками, по свидетельству (Матфея: 26:28-29), Иисус освящает вино и предлагает его в качестве символа в воспоминание Его крови, сделав заявление: «сие творите в Мое воспоминание». А ап. Павел более утвердительно описывая установление Господне говорит: (1Кор.11:25) «…сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Далее в своих посланиях церквам Павел пишет: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим: 14:21). Здесь он говорит о недопустимости употребления вина, если это ведет к соблазну другого верующего.

Новый завет однозначно осуждает пьянство. Павел предлагает не общаться с тем, кто называет себя христианином и при этом пьянствует (1Кор.5:11). А сам факт пьянства приравнивается ко греху (Еф.5:18). В 1Кор.6:10 сказано, что «…пьяницы Царства Божьего не наследуют». Пристрастие к вину ап. Павел рассматривает как порок, проявление которого лишает человека права на служение. (1Тим.3:3,8). Хотя и говорит, о допустимости употребления вина в медицинских целях (1Тим.5:23). (Возможно, что Тимофей, изнеможенный недугом, нуждался в вине как в антисептике и как полагают, избегая соблазнов, не решался на это без позволения ап. Павла. Это только подтверждает высокий уровень духовной дисциплины в церквах и среди служителей в этом вопросе).

 

Итак, подводя итог нашему исследованию, мы видим, что во дни Христа и апостолов безоговорочно осуждалось:
1) чрезмерное употребление алкогольных напитков, доводя себя до опьянения.
2) употребление вина даже в благих целях, если это провоцирует соблазн других людей.
Пьянство названо грехом, разделяющим человека с Богом. Кроме того, грехом может стать употребление вина даже в благородных целях, если это приводит к соблазну других. Этот мотив и был побудительным к такой радикальной позиции в наших церквах. Соломон говорит: «Не смотри на вино…» (Прит.23:31) Речь не идет о том — пить или нет? Имея жизненный опыт, он советовал даже не смотреть. Человек своим вожделенным взглядом может быть пойман и, согрешая, причинить вред не только своей душе, но и ближним. Нам известно, что сын Ноя по имени Хам, соблазненный грехом отца, попал под проклятие. Иисус Христос сказал: «…а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Матф.18:6. Мы находимся в окружении людей, порабощенных этим пороком и грехом. В этой ситуации любое употребление, даже в медицинских целях, может быть соблазном с далеко идущими последствиями. Именно поэтому церковь, водимая Духом Святым, добровольно принесла обет, отказавшись от употребления спиртных напитков ради Славы Божьей и во избежание соблазнов. Лично я с благоговением разделяю выбор отцов к добровольному самоограничению, и ценю его, как пример для подражания. Библия говорит: «рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему». ( 1Иоан.5:18). К этому выбору прибегали и в древние времена. Нам известен завет Ионадава, сына Рехавова, который завещал сыновьям своим не пить вина. (Иер.35:14) Церковь, призванная быть светом, просто обязана являть образец личной святости, чистоты и целомудрия для окружающих нас людей. Это право чести для учеников Иисуса Христа. Если член церкви сознательно предается пьянству, он оскорбляет искупившего Его Господа и Его церковь и потому не достоин называться и быть дитем Божьим. Грех подлежит осуждению во всех случаях, но раскаявшийся грешник может быть помилован. Если согрешивший, после обличения, увещания и замечаний остается в сознательном упорстве, предаваясь греху, таковые подлежат осуждению через публичное отлучение от церкви. Важно помнить, что отсутствие прямых запретов в Священном писании не дает права на своеволие. Ведь в церкви есть еще и Дух Святой и имеющий ухо слышать да слышит, что Дух говорит церквям. (Откр. 2:11ст.) Если мы исполнены Духом Истинны, то он наставляет нас на всякую Истину в конкретной жизненной ситуации (Иоан.16:13). Ап. Павел говорит: «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели, когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Рим.13:11-14.

 

Надеюсь, что в столь пространном ответе вы найдете для себя подходящий аргумент для того, чтобы сделать правильный выбор. Храни вас Бог!

 

Пастор Александр Б.

4.10.2011г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.